В конце XIX века в Европе возникают архитектурные тенденции, стремящиеся к приданию большего значения эстетической стороне жилых зданий с использованием новых способов строительства. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание становится холстом, на котором важны самые мелкие детали, наблюдается сближение и слияние различных жанров искусства, переосмысление старых художественных форм. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы. Фасады превращаются в живые организмы с фантастическими животными и цветочными орнаментами.
Архитектурный стиль стал называться по-разному в разных странах:
Архитектурный стиль ар-нуво во всем мире выражался в свободе создавать совершенно новые, непринятые ранее, формы. Модерн родился как взрыв свободы, реакция на прошлое, отказ от грубости промышленного города и массового производства.
Каталония тоже стремительно подхватывает новое течение. Оно развивается здесь с особым шиком, подарившим миру великие творения Антонио Гауди, Луиса Доменек-и-Монтанера, Жозепа Пуч-и-Кадафалка и других талантливейших архитекторов.
При этом, здесь стиль выходит за рамки эстетического движения и приобретает важную социальную характеристику в стремлении развивать современную национальную культуру.
Возникает каталонский модерн, в определении которого особенно важна роль Луиса Доменека-и-Монтанера. В его статье «В поисках национальной архитектуры», опубликованной в журнале «La Renaixença», он впервые предложил решения современной архитектуры, отражающей каталонский национальный характер через стилистические принципы ар-нуво.
Во второй половине XIX века Барселона переживает впечатляющий промышленный подъем и экономическое развитие. Кроме того, после потери Кубы и других колоний в Латинской Америке так называемые «каталонские индейцы» вернулись на историческую родину с огромными состояниями. Именно они стали стержнем новой промышленной буржуазии, у которой отчетливо проявлялись новые национальные чувства. Они горели желанием отстоять свой социальный статус, а также возродить каталонскую культуру и модернизировать край. Именно этот класс стал основным заказчиком великолепных творений нового стиля. Отчасти, каталонский модерн стал своего рода ответом на желание богатой буржуазии, крупных землевладельцев и финансистов выделиться в поисках более оригинальных и интересных форм. Кроме того, на преобразование Барселоны в значительной степени повлияла организация Всемирной выставки 1888 года.
Каталонский модерн выделяется архитектурой, которая становится настоящим произведением искусства, демонстрацией прикладного и декоративного мастерства (керамика, витражи, кованое железо, мебель и предметы интерьера). Восстановленные ремесленные изделия сосуществуют с материалами, производимыми в современной промышленности. В каталонской архитектуре модерна эстетика так же важна, как и функциональность.
Художественные формы присутствовали в здании, мебели, элементах декора. Использовались самые разнообразные методы, включая восстановление устаревших и использованных ранее материалов, таких как керамика и стекло. Ремесленнический характер работ делал изделия дорогими – именно поэтому клиентами архитекторов-модернистов в основном была богатая буржуазия.
Общие характеристики каталонского модерна:
Мария Восканян
Профессиональный гид и искусствовед в Испании