Зал замер в ожидании… Зрители до последних минут мучались сомнениями, правильно ли они сделали, заплатив немалые деньги за представление, которое вряд ли вообще состоится. В зале стали нервно ерзать в креслах и перешептываться. Уже 20 минут как должна была начаться постановка «Адская комедия. Похождения серийного убийцы». В третьем ряду, ухмыляясь и предчувствуя фиаско правящего совета, сидели представители городской оппозиции. Они уже рисовали в уме завтрашние заголовки местных газет (да что там местных – об этом позоре точно расскажут даже в Эль Паис). Было видно, как они потирали руки и уже думали о выборах, когда в пух и прах разобьют правящую партию. А как же еще, выбросить в трубу 230 тысяч евро, шутка ли? И все для того, чтобы узнать, как описывается жизнь серийного убийцы, пусть даже в сопровождении оркестра и двух сопрано?
И тут занавес поднялся и на сцене появился он. Театр «Метрополь» в Таррагоне за 100-летие своего существования еще не чествовал актеров такого масштаба. Джон Малкович со своей «Адской комедией» в Таррагоне!
Зал взорвался аплодисментами и действо началось…
Что же привело неповторимого американский актера, режиссера и продюсера в маленькую Таррагону? Отнюдь не гонорар, как бы не злорадствовала местная оппозиция. Нет. Малковича в Таррагону привело давнее увлечение.
«Мало кто может создать здание так, как это делал он, затрагивая чувства внутри вас. Это то, что я чувствую каждый раз, когда вижу любую из его работ».
Это случилось задолго до приезда Малковича в Таррагону по случаю празднования столетия театра Метрополь, построенного архитектором, оставшимся в тени великого Гауди.
Как-то актер, будучи в Барселоне и прогуливаясь по ее улицам, наткнулся на здание, в которое влюбился до такой степени, что захотел подробнее узнать об авторе. Джон поделился своим впечатлением с приятелем в отеле «Ритц». Это услышали гостиничные работники и уже на следующее утро актер обнаружил в своем номере стопку книг о Жужоле и Гауди.
Малкович тут же отправился в Сан-Жоан-Деспи, чтобы увидеть другие творения талантливого архитектора.
«Я поражен работами Жужоля, особенно из-за его внимания к деталям, его способности создавать что-то из простейшего материала. Вы чувствуете, что его работы постоянно движутся…».
Жозеп Мария Жужоль, каталонский архитектор, о котором говорят – «Часто мы не знаем, где начинается Гауди и заканчивается Жужоль». Гауди был великим дирижером, а Жужоль - его лучшим солистом. Некоторые из работ Гауди не были бы такими без Жужоля. Было бы трудно понять эволюцию Жужоля без мастерства Гауди, но также трудно понять Гауди без влияния Жужоля. Следует иметь в виду, что некоторые из самых важных и знаменитых работ Гауди – Casa Battlo, Casa Mila, Парк Гуэль, Храм Святого Семейства не были бы такими без Жужоля. Именно Жужоль, архитектор, родившийся в Таррагоне, был автором важнейших элементов в зданиях Гауди – облицовки главного фасада Casa Battlo, кованных перил Casa Mila и даже знаменитой скамьи в Парке Гуэль. Необыкновенная чувствительность Жужоля к цвету заставила Гауди переложить эти работы на него.
Жужоль долгие годы был никому не известным. Слава Гауди как великого представителя каталонского модернизма затмила фигуру его соратника. Личность Жужоля не рекламировалась, даже туристические гиды, специализировавшиеся на каталонском модернизме, не знали о работах гения из Таррагоны.
«Он всегда был за кулисами», - добавляет Кампо Видал, режиссер документального фильма, описывающего плодотворные профессиональные отношения между двумя гениями, Гауди и Жужолем.
Таким образом, было бы совершенно несправедливо представлять Жужоля просто эпигоном Гауди. Жужоль в полной мере участвует в художественной и жизненной мысли своего учителя, он уже сам развивает пластические и архитектурные постулаты Гауди в гражданских зданиях. Помимо впечатляющего багажа, полученного от Гауди, в Жужоле мы находим влияние не только модернистского движения, но и экспрессионизма, и даже предвосхищаем некоторые черты сюрреализма. Результатом является очень личная и не поддающаяся классификации работа Жужоля. Его художественное творчество охватывает различные области - архитектуру, живопись, скульптуру и т. д.
Мария Восканян
Онлайн-экскурсии в Испании