Пикассо и Несьяр

 

‒ С чем бы вы сравнили этого сотрудничество, господин Несьяр?

‒ Знаете, это все равно что быть музыкантом и сотрудничать с Бетховеном. Вы можете сказать, что я и другие, подобные мне, обладают талантом. Но одно дело быть талантливым, а другое ‒ быть гением. Он был именно гением.

 Они познакомились в 1957 году. Норвежцу Карлу Несьяру было 37. А человеку, которого он называл гением, ‒ 75. Скандинавский скульптор разработал метод графического декора на бетоне – метод пескоструйной обработки. И его новый знакомый заинтересовался оригинальным подходом, что привело к их первой совместной работе – фрескам на фасадах правительственного комплекса в Осло.

Не буду томить ‒ речь идет не о ком ином, как о Пабло Пикассо. Результатом сотрудничества двух творцов стало создание 33 произведений искусства с 1957 года до смерти Пикассо в 1973 году. Возможно, вы видели необычные рисунки (кто-то называет их детскими каракулями) на фризе здания Колледжа архитекторов Каталонии (COAC) в Готическом квартале – они выполнены Несьяром по эскизам Пикассо. Несмотря на название, эта организация представляет собой ассоциацию архитекторов, а не учебное заведение.

Архитектором новой штаб-квартиры COAC был Чавьер Бускетс, который долго не мог найти решения, чем же заполнить внешние глухие бетонные панели, окружающие актовый зал и фойе первого этажа. И вот в октябре 1958 года Бускетс видит в здании ЮНЕСКО в Париже фреску Жоана Миро, что наводит его на мысль о возможности подобного сотрудничества с Пабло Пикассо.  После 60 посещений художника, Бускетс мало чего добился и, уже отчаявшись, на последней встрече сказал, что сил ждать решения Пикассо уже нет. И времени тоже – здание колледжа уже практически было построено.

«Через несколько дней, 18 октября 1960 года, в одиннадцать часов вечера он позвонил мне и сообщил, что рисунки готовы», ‒ рассказывал позже Бускетс.

Эскиз представлял собой проявления каталонской культуры: это куклы-гиганты, большеголовые карлики, кастельеры, пальмы и флаги, животные-герои праздника Святого Антония (Tres Tombs) и т.п.

‒ Я помню его большим скандинавским мужчиной, высоким и коренастым, бородатым, - Бускетс продолжает делится своими воспоминаниями о Карле Несьяре. На работе он ходил в шерстяной матросской шапке и грубых ботинках. Он был человеком впечатляющей силы. Можно легко было представить его среди серых волн холодного моря, стреляющего из гарпуна в морское чудовище.

9 июл 2021